Новости Последние новости Об организации работы школ в актированные дни от 14.11.2022 ... подробнее → 165 лет со дня рождения русского ученого, писателя Константина Эдуардовича Циолковского от 19.09.2022 ... подробнее → Всероссийская олимпиада школьников 2022-2023 учебного года от 15.09.2022 ... подробнее → Объявления Последние Объявления Об организации учебных занятий в связи с низкой температурой наружного воздуха от 16.02.2024 ... подробнее → Об организации учебных занятий в связи с низкой температурой наружного воздуха от 15.02.2024 ... подробнее → Об организации учебных занятий в связи с низкой температурой наружного воздуха от 15.01.2024 ... подробнее → Архив новостей
| 77-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне → Рельеф «Тюмень-Победителям»
Рельеф «Тюмень-Победителям»Экскурсия по исторической площади ТюмениКраткое описание (рельеф «Тюмень-Победителям»)
Введение В основу философской, исторической и художественной концепции рельефа положено убеждение авторов, что Великая Отечественная война являлась борьбой Добра с силами Зла, рождающей исполинский ураган. В вихрях урагана представлены основные события войны: «Битва за Москву», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Битва на Курской дуге», «Освобождение Европы от нацизма», «Взятие Берлина» и «Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года».
Солдат-победитель Центральная часть посвящена солдату-победителю. Кто он, солдат-победитель? Простой парень, по зову сердца ушедший защищать свою Родину. Он прошел всеми дорогами войны, ему посчастливилось остаться в живых и увидеть флаг победы над Рейхстагом. У него нет высоких званий и больших наград. Но именно на его плечи и таких, как он миллионов незаметных, скромных героев легли все тяготы войны. Солдат возвращается домой. Он идет не спеша, походкой человека, выполнившего свой долг до конца. В его лице и фигуре нет показного пафоса героизма. «Ты не вторгался в чужие пределы. Не искал славы...» читаем над его головой. Но разве не такими были наши отцы, деды, прадеды? «Да какие мы герои!» - обычно говорили они. Мы знаем и помним их простыми, скромными, близкими нам людьми. Таким и является солдат-победитель. Остальной рельеф - это панорама Великой Отечественной войны, те события, битвы, испытания, через которые довелось пройти солдату-победителю. Нашествие врага Рельеф начинается с нашествия врага. Оно показано в виде жестких массивных стрел, как на немецких военных картах при планировании нападения на нашу страну. Образ нашествия усиливается танковыми колоннами и армадами бомбардировщиков. Внутри стрел - шеренги солдат с растопыренными локтями и зловеще блестящими на затылках касками. Учиненные захватчиками зверства на территории нашей страны не позволяют относить их к категории людей. У захватчиков вообще нет лиц, в лучшем случае затылки. У каждого человека некоторые животные или насекомые вызывают одновременно чувство брезгливости, мерзости и страха. Присмотритесь. Не напоминают ли эти изображения таких животных и насекомых? Нападение врага на нашу страну было вероломным и стремительным. Стрелы нашествия прорывают на подступах к Москве линии обороны нашей армии. Изломанные, эти линии видны между стрелами нашествия. Смертельная опасность нависла над столицей нашей Родины - Москвой. Навстречу стрелам во весь рост поднялся солдат, призывая за собой своих товарищей. Своим телом он прикрывает Москву. Его порыв защитить Москву является олицетворением слов политрука Василия Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!». За солдатом - неприступная линия обороны Москвы, преодолеть которую враг так и не смог. Слова из песни «Священная война»: «Вставай, страна огромная. Вставай, на смертный бой...» словно противотанковые надолбы поднялись навстречу врагу. Они - часть неприступной границы. За линией-границей - Москва, в которой 7 ноября 1941 года проходит знаковое для всей нашей страны и всего мира событие - воинский парад на Красной площади. Парад стал символом того, что Москва не сдается и продолжает борьбу. Батальоны проходят по Красной площади. Далекие очертания Храма Василия Блаженного, глубокая перспектива пространства Красной площади и спираль батальонов, вкручивающихся в это пространство, создают настроение уходящих в бессмертную вечность защитников Москвы. Под батальонами в московскую землю вплавлена винтовка, найденная в Московской области на месте ноябрьских боев 1941 года. В самые тяжелые дни обороны Москвы было принято решение облететь город на самолете с иконой Божией Матери. Икона над Москвой - ее духовная заступница и защитница. Справа от батальонов стоит женщина, подняв руку для материнского благословения. Эта простая крестьянка Епистинья Степанова, потерявшая на фронтах войны всех девятерых своих сыновей. Но пока все ее дети еще живы. И она благословляет на ратный подвиг своих детей, и идущие по Красной площади батальоны, и вставшего во весь рост солдата. Эта женщина - символ Матери, Родины, Родины-Матери.
Блокада Ленинграда Для всего мира символом мужества, стойкости, духовной силы жителей и защитников Ленинграда, их веры в победу и любви к родному городу является 7-я «Ленинградская» симфония Д.Шостаковича. Поэтому центральное место в рельефе отведено не военным событиям, а первому исполнению этой симфонии в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Трансляция симфонии из зала филармонии шла на весь Ленинград и линию фронта. Поэтому за Шостаковичем изображены все его жители и защитники - знаменитые и никому неизвестные ленинградцы. Среди них мы можем узнать Д.Лихачева и О.Берггольц, Д.Гранина и В.Инбер, директора Эрмитажа Иосифа Орбели и художника Павла Филонова, ответственного хранителя коллекции риса Д.Иванова, маленькую девочку Таню Савичеву. Во время исполнения симфонию слышали осаждавшие Ленинград немецкие войска. Выжившие немецкие солдаты признавались: «Тогда, 9 августа 1942 года, услышав симфонию, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...» Взгляды жителей и защитников города устремлены на предупреждение: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Но, несмотря на грозящую опасность, ленинградцы продолжают слушать великую музыку. Ураган войны, ломая привычную панораму Ленинграда, подхватил Исаакиевский собор, Дворцовый мост, Петропавловскую крепость. Под Дворцовым мостом размещены исписанные детским почерком все девять листов дневника Тани Савичевой. Прочтите эти листы и представьте, как неизбежно, капля за каплей, от холода и голода простую ленинградскую семью покидала жизнь. Дневник Тани Савичевой - это трагический символ и документальное свидетельство гибели сотен тысяч беззащитных жителей Ленинграда. Перед листами лежит блокадная пайка хлеба - 125 граммов. Она выполнена в натуральную величину и положена на специальной выносной полочке, чтобы зрители могли прикоснуться к ней, положить на нее свою ладонь и ужаснуться, насколько мала была эта суточная норма хлеба. Два последних листа дневника положены под хлеб. Рядом с ними на выступ рельефа в память о погибших мирных жителях Ленинграда всегда можно положить живые цветы. Но Ленинград не только выживал, но и сражался. Торпедный катер, один из тех, что изготавливали на тюменском судостроительном заводе №639 и частями переправляли в Ленинград, где производили окончательную достройку, стремительно движется на врага по водам Балтийского моря. Вверху блокадное кольцо прорывает легендарная «Дорога жизни» - переправа, проложенная по льду Ладожского озера. Автомобили не только везут хлеб в блокадный Ленинград, но и спасают из города детей. Двое ребятишек, закутанных крест-на-крест шалями, - символ спасенных из блокады детей, которых приютил сибирский Ялуторовск. За детьми виднеется железнодорожный вокзал Ялуторовска.
Сталинградская битва Ураган войны продолжает свое вращение. Под Ленинградом мы видим сюжет, посвященный Сталинградской битве. Слова «За Волгой для нас земли нет», сказанные в критические минуты битвы, поднимаются из волжской земли. Это метафора и страшная правда войны. За Волгу враг так и не прошел. Но за Волгой не было земли и для защитников Сталинграда, они не могли отступить и должны были защитить город, даже ценой своей собственной жизни. Вихрь Сталинградской битвы вырывает из земли мельницу Грудинина, швыряет в небо фонтан «Детский хоровод». В центре Сталинградской битвы изображен один из ее героев, легендарный связист, тюменец Матвей Путилов. Ценой собственной жизни он зубами замкнул концы проводов, обеспечив необходимую телефонную связь. Рядом с Путиловым начертаны слова, взятые из фронтовой газеты: «Сталинградец! Будь стойким, как Матвей Путилов».
Курская дуга В правой части рельеф продолжается сюжетом «Битва на Курской дуге» и крупнейшим в мировой истории встречным танковым сражением у деревни Прохоровка, ставшим символом всей битвы. Перед легендарным советским танком Т-34 лежит поверженный немецкий танк. Под танками - пшеничное поле, куда вплавлены орудийные и пулеметные гильзы, найденные на Прохоровском поле и переданные авторам Государственного музея-заповедника «Прохоровское поле» специально для включения в рельеф. Проросшие сквозь этот некогда убийственный металл колосья пшеницы - великий символ торжества жизни над смертью. Фундамент победы на Курской дуге был обеспечен работой тыла. Мальчик-подросток, стоящий на подставке и работающий на станке - символ многотрудной, тяжелой, далеко не детской работы в тылу. Этому мальчику 14 лет. Его зовут Борис Степанович Степанов. Именно так, по имени и отчеству, к нему всегда обращался директор тюменского завода №769. Борис Степанов - знаменитый токарь-тысячник и гражданин города Тюмени. Сверху мы видим танк Т-60. Дети большой Омско-Тюменской области по инициативе 6-летней девочки Ады Зенегиной собрали более 160 тысяч рублей. На эти деньги был построен танк, который назвали «Малютка». Часть письма Ады Зенегиной представлена рядом с танком. Над курскими полями летит десантный планер. Такие планеры производились на Тюменском заводе №241 и Ялуторовском заводе №499.
Лагерь смерти Освенцим Вихри урагана Великой Отечественной достигли границ Европы. В самом верху рельефа мы видим вход в лагерь смерти Освенцим. В зловещих дымах крематориев прочитываются названия «Майданек», «Дахау», «Освенцим», «Саласпилс», страшных лагерей смерти, ставших нарицательными символами нацизма и его чудовищных преступлений. Из ворот выходят миллионы истощенных, еще в арестантских робах, но уже освобожденных нашими воинами узников лагерей. На переднем плане стоят дети - беззащитные жертвы нацистских преступлений и бесчеловечных экспериментов. Они тоже свободны, но по привычке, в испуге быть отправленными «в печь» протягивают своим освободителям тонкие худенькие ручки с наколотыми на них лагерными номерами. Их лица из глубины 1945 года устремлены на зрителей. Перед детьми на выносной полочке лежит точная копия самодельной куклы из варшавского гетто. Эта кукла с обрывками колючей проволоки и стоящие перед ней дети с протянутыми ручками - символы растоптанного нацистским сапогом детства, глумления нацистской идеологии над самим понятием «человеческая жизнь». В память о всех детях, невинных жертвах военных преступлений, на эту полку рядом с куклой можно положить детские игрушки.
Взятие Берлина Следующий сюжет посвящен заключительному событию Великой Отечественной войны - взятию Берлина. В клубах боя виднеются колоннада, портик и купол Рейхстага. В центре - простой русский солдат. 22 июня 1941 года он ушел защищать свою Родину. В 45-ом он дошел до Берлина, до самого Рейхстага! В последние мгновения войны пуля попадает солдату в сердце. Его ноги еще продолжают взбегать по ступеням Рейхстага, но левая рука уже разжалась и выпустила автомат. В это последнее мгновение покидающей его жизни он запрокинул голову на восток, к России, и сквозь тысячи километров увидел церковку на косогоре, и проселочную дорогу, и свою мать, и будущий парад Победы, и новые прекрасные города. Проследите и Вы за его взглядом. Погибающий солдат - символ жертвенности русского народа, положившего на алтарь победы над нацизмом миллионы жизней. Развевающееся над Рейхстагом Знамя Победы склонилось над солдатом. Его гибель не была напрасной. Его товарищ пишет на колонне Рейхстага ставшее хрестоматийным «Дошли». Все! Конец войне!
Победа В центре сюжета - Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Участники парада держат склоненные фашистские штандарты и знамена, те, что через мгновения будут брошены к подножию Мавзолея. Герои войны проходят в парадном строю. В этом параде принимали участие, по разным данным, от 15 до 53 тюменцев, в том числе три Героя Советского Союза: Яков Неумоев, Алексей Рогожкин и Василий Давыдов. У самого края рельефа стоит женщина. Это Епистинья Степанова. Вспомните! Это она благословляла солдат на ратный подвиг в битве за Москву. Это к ней был обращен взгляд погибающего в Берлине русского солдата. Годы и испытания не прошли для нее бесследно. Она изрядно постарела. В руке у нее известие о смерти своего последнего, девятого сына. Такова цена, которую заплатил наш народ за победу в этой страшной войне. И получается, что доблестные Победители на Параде Победы склоняют вражеские знамена не перед Мавзолеем, не перед руководителями, стоящими на его трибуне, а передпростой русской женщиной и перед всеми матерями, потерявшими своих родных и близких на войне. В небе летят девять журавлей. Это девять сыновей Епистиньи Степановой. Звучит реквием по всем солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне: Мне кажется, порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей. Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей... Летящие в небе журавли - это и символ наступившего мира. Из глубины 1945 года журавли летят над современной Тюменью. Они видят Дом Правительства, набережную Туры с мостом Влюбленных. Ради этого светлого, прекрасного будущего отдали свои жизни тюменцы, жители Тюменской области, миллионы наших защитников.
Заключение Вспомните, с чего начался рельеф. Со стрел нашествия. Чем заканчивается рельеф? Парадом Победы на Красной площади! История доказывает, что, каких бы временных результатов не достигал враг в своих агрессивных нападках на нашу Родину, результат всегда будет один. «Враг будет разбит! Победа будет за нами!» Так было в 1612,1812,1945 гг. Так будет и впредь. Мы - народ Победитель! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||